ALMA — cамый большой радиотелескоп в мире

ALMA  (Atacama Large Millimeter Array)  — cамый большой радиотелескоп в мире, построенный в одном из самых удаленных мест Земли, — пустыне Атакама на плато Чахнантор.

Центр управления находится на высоте 3000м, а антенный комплекс, состоящий из 66 антенн, на высоте 5100м на расстоянии 28км друг от друга. Первая антенна была установлена в 2008г, последняя в 2013г.  Официальное открытие состоялось весной 2013г., но работы  по установке последней тарелки были закончены только осенью 2013г. Комплекс предназначен для работы с радиоволнами миллиметрового диапазона.

ALMA, – не первая обсерватория, построенная на плато Чахнантор.  До нее в 2005 г. там же был построен радиотелескоп APEX, состоящий из одной основной тарелки диаметром 12м и 264 алюминиевых панелей. Телескоп предназначен для работы с радиоволнами в субмиллиметровом диапазоне от 0,2 до 1,5мм, т.е. между инфракрасными и радиоволнами.

Но мощности телескопа APEX явно не хватало. Тогда и возникла идея  построить более мощный телескоп. Но как это сделать? Дело в том, что для увеличения мощности телескопа надо или увеличивать размеры антенны, что технически очень сложно, а на каком-то этапе уже и невозможно, или построить много антенн и объединить их в один комплекс. Для этого нужно было синхронизировать их работу с небывалой точностью. Все 66 антенн комплекса должны двигаться и работать как единый механизм. С этой задачей смог справиться специально сконструированный компьютер, способный производить 17 квадриллионов операций в секунду.

ALMA

Сборка одной из антенн радиотелескопа ALMA

За выполнение этой грандиозной задачи взялись ученые всего мира. Отдельные части телескопа изготавливались в разных районах мира, доставлялись на плато на высоту 3000м. Там они монтировались и специальными машинами транспортировались к месту установки на высоту 5100м.

Машин, способных выполнить эту задачу всего две в мире. Длина транспорта 28м, ширина 10м. Имеет 28 ведущих колес.  Мощность двигателя 700л.с. Транспортирует антенну весом 100 тонн со скоростью 5-10км в час. Обгон запрещен, а весь встречный транспорт обязан съехать на обочину и остановиться. И это в пустыне.

Транспортировка антенн телескопа ALMA

Транспортировка одной из антенн телескопа ALMA

Работать на такой высоте очень трудно. Все необходимое нужно привозить. Особенно воду. Каждый день для технических нужд доставляется 4 цистерны воды. Питьевая вода привозится в пластиковых бутылках. Каждый сотрудник обязан постоянно иметь при себе бутылку воды, а на высоте 5100м еще и кислородный баллон. Дело в том, что воздух в пустыне Атакама самый сухой в мире и на такой высоте очень быстро развивается горная болезнь. Если не выпить воды и не подышать кислородом, можно умереть.

Астрономы возлагают на ALMA огромные надежды. Предполагается, что беспрецедентная точность исследований в намеченном диапазоне позволит ответить на многие вопросы мироздания. В частности, как образовались звездные системы с планетами, подобные нашей солнечной, где они находятся и существует ли на экзопланетах жизнь.

Как образовалась наша Солнечная система ученые могут только догадываться, потому что машина времени еще не изобретена и человек физически не может переместиться в прошлое и посмотреть с чего все начиналось и как развивалось.

Радиотелескопы дают нам возможность заглянуть в прошлое как угодно далеко вплоть до начала времен, приблизиться ко времени сотворения вселенной, более того, увидеть это своими глазами. Ответить на один из основных вопросов сотворения вселенной – был ли большой взрыв, после которого и появилась вселенная или все произошло как-то иначе. Существуют ли черные дыры в космосе или нет. В оптические телескопы увидеть черные дыры невозможно, на то они и черные дыры, что невидимы  для нас. Черные дыры – это вовсе не дыры в космосе, это масса вещества с такой невероятной плотностью и силой тяготения, что все, что попадает в сферу ее влияния: звезды, планеты, газ и даже свет уже не могут оттуда выбраться и обязательно будут поглощены черной дырой.

Радиотелескопы дают нам такую возможность. Непосредственно саму черную дыру они тоже не увидят, но все, что творится вокруг нее, они увидят.  Дело в том, что в космосе в некоторых областях находятся очень большие скопления межзвездного газа, который является препятствием для прохождения световых лучей, а радиоволнам ничего не мешает дойти до нас без искажений, и мы можем видеть четкую картину всего происходящего в космосе.

cамый большой радиотелескоп в мире

Фактически телескопы для нас – это машина времени, позволяющая проводить исследования далекого прошлого, оставаясь на Земле.

Современные методы спектрального анализа позволяют сделать вывод о составе космического объекта на каком угодно расстоянии, даже если он находится на границе нашей вселенной, т.е. на расстоянии около 14 млрд. световых лет. Предполагается, что и возраст нашей вселенной также около 14 млрд. лет. Таким образом, информация была нам доставлена из самых глубин космоса от начала сотворения мира и мы можем сделать вывод о составе вещества только что родившейся вселенной.

Так радиотелескопы фантастику превращают в реальность.

В работе ALMA уже есть успехи. Удалось сфотографировать столкновение двух галактик, образование новых звезд из газопылевых облаков. Как утверждают ученые, в космосе удалось обнаружить органические молекулы, в частности, молекулу глюкозы. Если ученые не ошибаются, так и до обнаружения внеземной жизни недалеко.

В наше время наука развивается очень быстро, особенно космическая. Будем ждать от ученых новых сообщений о результатах их исследований.